В последнее время ранее развитие становится неотъемлемой частью воспитания и развития детей во многих семьях. Одним из направлений ранего развития является развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат». Иначе говоря, чем более ловки и умелые пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь и письменные навыки. Поэтому педагоги и психологи настоятельно рекомендуют родителям уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики: это игры с мелкими предметами, с крупами, все виды рисования, работа с ножницами, лепка различных поделок из пластилина, соленого теста. Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают детей. Как заниматься по этой методике: 1.Сначала научите ребенка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый. 2.Когда ребенок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение маленького человека. 3.Для малышей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их сочетать с рассказом или сказкой. Расскажите ребенку сказку и попросите изобразить героев сказки или предметы из нее. Также можно загадать загадки или задать вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью. 4.Поначалу изобразительные задания даются обязательно в конце занятия как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у ребенка появится определенный навык в работе с нитью, можно переходить к иллюстрациям по ходу рассказа. 5.На последующих занятиях можно давать задания посложнее. Ребенок должен пересказать знакомый сюжет сказки и «нарисовать» картинки из сказки нитью. Материалы для занятий: 1. Нить. Толстая (не менее 2 мм толщиной) хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Чем младше ребенок, тем толще должна быть нить. Детям трехлетнего возраста стоит дать для занятий не нитку, а шнурок, толщиной 4-5 мм. Важно, чтобы он легко изгибался и не был скользким (поэтому синтетические волокна не годятся). Длина шнурка (нити) должна быть 25-30 см. 2. Экран - основа для изображения нитью. В качестве экрана подойдет лист бархатной бумаги или фланелевая ткань, прикрепленная к плотной основе, обычная хлопчатобумажная скатерть без рисунка, но лучше всего использовать однотонный ковролин. Размеры индивидуального экрана 20x20 см. Представляем вам конспекты занятий по ниткографии, разработанные О.А. Новиковской. Надеемся, что они помогут вам в ваших занятиях с детьми по развитию мелкой моторики.